Плюсы и минусы компьютеризации стоматологической клиники

Совсем недавно наличие компьютера на рабочем столе было одним из элементов престижа, сегодня это практически обязательный атрибут большинства рабочих мест, достаточно часто реально помогающий в работе. Однако слепая покупка и разбрасывание по клинике красивых мониторов и навороченных компьютеров с самыми новейшими программами приведет, в лучшем случае, к временному частичному параличу клиники на период повального увлечения докторов и сестер незамысловатыми игрушками. В худшем случае владельцу клиники будет безумно жаль бессмысленной потери серьезной суммы денег и времени. Попробуем облегчить жизнь тем, кто еще не имеет поводов для огорчений, и разложим по полочкам возможные преимущества и проблемы, которые может принести в жизнь стоматологической клиники или кабинета компьютер с соответствующим программным обеспечением. Как люди, приобретшие за годы капитализма изрядную долю меркантильности, давайте начнем с минусов.

Минусы компьютеризации стоматологической клиники

  1. Деньги. Компьютеры стоят немалых денег, при этом требуют замены или модификации каждые два-три года. Выложив за компьютеризацию рабочего места 1000-1500 долларов, будьте морально готовы в обозримом будущем заплатить еще минимум половину этой суммы.
  2. Снова деньги. Компьютеры – все еще довольно сложные в эксплуатации устройства, да еще и подверженные всяким «болезням». Годовое обслуживание компьютера, как правило, обходится примерно в  300 долларов.
  3. Опять деньги. Действительно работающее программное обеспечение для стоматологических клиник от серьезной фирмы, предоставляющей услуги по внедрению, а не от энтузиаста-одиночки, стоит примерно 500 долларов за простейшее рабочее место администратора или 1500-3000 за небольшую сеть из 4-5 компьютеров. Плюс стоимость внедрения-обучения около 100 за рабочее место.
  4. Время, которое снова деньги. Первые полгода после внедрения компьютеры замедляют работу, даже если в программном обеспечении особых излишеств нет, пока персонал не отработает навыки до автоматизма.

Плюсы компьютеризации стоматологической клиники

Внутри клиники, помимо владельца или главного врача, существует еще несколько категорий сотрудников, которых компьютеризация затрагивает и может принести пользу. Перечислю их всех, вместе с плюсами от автоматизации в каждом отдельном случае. Владелец или главный врач получает следующие дополнительные плюсы:

  1. управленческий учет и контроль над работой клиники (кто, когда, кого и на какую сумму налечил, каких материалов и сколько потрачено, информацию о должниках и т.п. можно будет узнать за секунды);
  2. увеличение пропускной способности клиники (время приема сокращается, в том числе, и  за счет экономии на рутинных операциях типа заполнения истории болезни);
  3. упрощение подготовки всевозможной отчетности в вышестоящие организации;
  4. улучшение имиджа клиники в глазах пациентов и сотрудников (компьютеры по-прежнему ассоциируются с новейшими технологиями);
  5. возможность анализа маркетинговых шагов, например, оценки эффективности рекламы, всевозможных систем скидок различным категориям клиентов, автоматического вызова пациентов на профилактический осмотр, прямых рассылок по клиентской базе и т.д.

Лечащие врачи могут использовать:

  1. историю болезни с автоматическим заполнением типовых диагнозов (реально сэкономить до 90% времени на записях в карточку пациента);
  2. зубную формулу с историей лечения («…а эту пломбу Вы ставили не у нас…»);
  3. архив рентгеновских снимков (ввод снимков в компьютер давно уже не проблема);
  4. обучающие мульдимедийные фильмы для мотивации пациентов на нужное лечение;
  5. комфортное объяснение пациенту планов лечения и его стоимости («это не доктор объявляет цену, а компьютер»). Не секрет, что при выборе места для дорогого лечения, сегодняшние пациенты способны на настоящие маркетинговые исследования. В такой ситуации компьютер с соответствующим программным обеспечением значительно увеличивает возможности доктора доходчиво и авторитетно объяснять, почему лечение стоит именно столько и не стоит искать более дешевую, но менее эффективную альтернативу.

Бухгалтер получит исходные данные о платежах клиентов в удобном виде для автоматического ввода в свою любимую бухгалтерскую программу, а не будет заносить их с множества счетов или квитанций длинными зимними вечерами.

Администратор или работник регистратуры получит возможность выполнять свои обязанности быстрее, например, выписку счетов или запись на прием.

«Плюсы – огромны, они явно стоят упомянутых затрат, советуйте, где все это купить»

Увы, все не так просто. Хотя бы потому, что при упоминании конкретных фирм и продуктов статья мгновенно приобретает вид проплаченной в интересах этих фирм и, на мой взгляд, теряет значительную часть ценности, как источник информации. Но высказаться об основных принципах поиска подходящих программных продуктов и фирм-исполнителей считаю небесполезным, поскольку хорошо с этим знаком в том числе и со стороны стоматологов, т.к. имел честь принимать участие в автоматизации нескольких кабинетов и клиник. Вот несколько простых правил, обогативших мой жизненный опыт в результате этой деятельности:

1.     Старайтесь покупать решение в комплексе, компьютеры и необходимое программное обеспечение у одного поставщика. Иначе в случае любой неисправности поставщик компьютеров будет валить все беды на авторов программ, а они – на компьютерщиков. Оптимально – купить все из одних рук, которые будут отвечать так же за внедрение, обучение и обслуживание.

2.     Обучение – необходимо. Не поскупитесь заплатить хотя бы за короткое, пару-тройку занятий, обучение, т.к. в результате сильно сэкономите на обслуживании. Девочка-администратор без знания компьютеров может вывести из строя компьютерную сеть и сам компьютер дюжиной различных способов, проверено.

3.     Обслуживание – необходимо. См. пункт 2, девочка не только «может», но и «обязательно выведет из строя».

4.     Выбирать программное обеспечение лучше самому. Поверьте, оно все разное, хотя многочисленные авторы и фирмы пишут в рекламе примерно одинаковые слова.

Последовательность действий, которая в прошлом неоднократно приводила меня к успешному результату, примерно следующая:

– Ищем по ключевым словам «компьютерные программы для стоматологии», «стоматологические программы», смотрим результаты поиска на первой паре страниц, отсекаем явных студентов-энтузиастов-кустарей-одиночек, оставляя только юридические лица, не сильно удаленные от вашего региона. Останется 3-4 программы.

– запрашиваем демоверсии и смотрим на предмет наличия требуемых функций.

– вступаем в диалог с поставщиком программы, уточняем конфигурацию и стоимость, соответствующую стоящей задаче. Важный момент: если нет ответа в течение суток, максимум двух, то этого поставщика вычеркиваем. Или у него все хорошо и ему не до вас, или это кустарь-одиночка. У успешно прошедших тест на скорость реакции помимо цен требуем автоматизации «под ключ», включая уже упомянутое обучение и консультации по телефону, чтобы избежать в будущем футбола между поставщиками «железа» и софта. Или, если фирма работает через партнеров-внедренцев, просим рекомендовать и дать координаты.

В самом крайнем случае, возьмите автоматизатора, внедрявшего вам 1С или компьютерную сеть, например, и договоритесь с ним о внедрении понравившейся вам программы.

Неплохо, кстати, оговорить период опытной эксплуатации, например в течение одного месяца, с возможностью возврата денег, если что-то не устроит. За рубежом  система «30 days money back» уже давно среди программистских фирм прижилась, нашим тоже не грех приобщиться к прогрессивному опыту. И еще один совет – по возможности попробуйте посетить хотя бы одну клинику, где программа уже внедрена, и пообщайтесь с главным врачом этой клиники.

Источник: Консилиум